Понедельник, 06.05.2024, 21:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Продукция с доставкой и наши услуги [0]
описание поставляемых товаров и услуг
Маркетинг, реклама, продажи [60]
Управление предприятием и кадровое дело [50]
Охрана труда [575]
Пожарная безопасность [41]
Промышленная безопасность [12]
Экологическая безопасность предприятия [2]
Строительство и технологии [7]
Государственный и муниципальный заказ [3]
Недвижимость [4]
Стандарты и регламенты [92]
Аварии и катастрофы [423]
Здравоохранение [1]
Образование [8]
Бухучет и налогообложение [2]
Увлечения [8]
Немного о разном [181]
Информация, Пресс-релизы и другое [32]
Пресс-релиз — сообщение для прессы — информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Чтобы добавить свой пресс-релиз используйте форму обратной связи.
История о людях [5]
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Аварии и катастрофы

Гибель президента Зия‑уль‑Хака на самолете C‑130

17 августа 1988 года потерпел катастрофу самолет C‑130 «Геркулес» пакистанских ВВС; на борту находился президент Пакистана Мухаммад Зия‑уль‑Хак. Всего погиб 31 человек.

 

«Всякого, кто попытается пустить под откос демократию, постигнет суровая кара», — предупреждал президент Пакистана генерал Зия‑уль‑Хак, объявляя в канун 1986 года об отмене в стране военного положения. Однако обещания восстановить демократию он не сдержал. Более того, в мае 1988 года Зия‑уль‑Хак распустил нижнюю палату парламента, отправил в отставку гражданского премьер‑министра М.Х. Джунеджо, а вместе с ним центральное и провинциальное правительства. В интервью западногерманской газете «Франкфуртер рундшау» президент заявил, что Пакистан слишком неразвитая страна, чтобы иметь демократическую систему правления. Начальник штаба сухопутных войск Зия‑уль‑Хак, провозгласивший себя главным военным администратором, а затем и президентом республики, заменял собой и выборный законодательный орган, и независимую судебную власть, и легальную партийную систему.

Политическая обстановка в стране заметно обострилась. Против президента выступали как левые, так и правые, что грозило политическим кризисом, экономическим хаосом и потерей стабильности, считавшейся главным достижением режима.

17 августа 1988 года Зия‑уль‑Хак вылетел на полигон Тейпур Тамевали, где должны были проводиться показательные испытания американского танка M‑1 «Абрамс». Большинство исследователей считают, что президент не без колебаний отправился в эту поездку и окончательно решил лететь на полигон только вечером 16 августа, после телефонного разговора с командующим бронетанковыми войсками и своим бывшим адъютантом генерал‑майором Махмудом Дуррани. Но по другим источникам, этот визит был запланирован еще 5 августа, на совещании командиров корпусов, что отражено в приказе Генерального штаба.

17 августа, в 8.21, президентский самолет C‑130 — «Геркулес» американского производства, входящий в состав 35‑го авиатранспортного крыла пакистанских ВВС (позывной «Пак‑1»), поднялся в воздух с авиабазы Чаклала под Исламабадом и взял курс на аэродром города Бахавалпур. На его борту находились: президент Зия‑уль‑Хак; председатель комитета начальников штабов генерал Ахтар Рехман, до этого назначения руководивший военной разведкой; заместитель начальника штаба сухопутных войск генерал Мирза Аслам Бег; начальник управления Генерального штаба, неофициальный преемник Зия‑уль‑Хака генерал‑лейтенант Мохаммед Афзал и еще более двадцати высокопоставленных пакистанских военных. Вместе с ними летел посол США в Пакистане Арнольд Рейфел с группой специалистов по танку M‑1. Глава американской военной миссии в Пакистане бригадный генерал Герберт Уоссом отправился к месту маневров на собственном самолете.

В 9.17 «Геркулес» приземлился в Бахавалпуре, и через 15 минут президентский кортеж, к которому присоединился генерал Уоссом, направился на полигон Тейпур Тамевали. Позднее в докладе комиссии по расследованию катастрофы будет отмечено, что полет прошел без происшествий. Однако во время стоянки «Геркулеса» механики более двух часов устраняли неисправность в грузовом отсеке.

Полевые испытания танка M‑1, продолжавшиеся с 10.30 до 12.00, оказались для американцев неудачными: «Абрамс» не поразил ни одной мишени. Несмотря на столь плачевный результат, Зия‑уль‑Хак пребывал в хорошем настроении и на обеде, продолжавшемся до 14.30, много шутил. Он пригласил посла Рейфела и генерала Уоссома вернуться в Исламабад на президентском C‑130 — те согласились. В то же время генерал Аслам Бег, сославшись на намеченное важное совещание, сказал, что полетит на своем самолете. Зия‑уль‑Хак счел причину уважительной.

После обеда президентский кортеж прибыл на аэродром. Совершив намаз, президент поднялся на борт «Геркулеса».

Зия‑уль‑Хак, посол Рейфел, генерал Уоссом, а также два высших армейских генерала, Ахтар Рехман и Мохаммед Афзал, расположились в передней части салона. Еще восемь пакистанских генералов разместились в хвосте лайнера. Вылет, намеченный на 15.30, немного задержался из‑за того, что на «Геркулес» не успели погрузить ящики с манго — подарок американцам.

15.42. «Сессна» службы безопасности завершила облет аэродрома Бахавалпур: пилот доложил, что ничего подозрительного не замечено.

15.46. Подполковник Машхуд Хасан поднял «Геркулес» в воздух и взял курс на Исламабад. Через минуту взлетел самолет генерала Аслам Бега (позывной «Пак‑379»).

15.47. Машхуд Хасан сообщил диспетчеру аэродрома Бахавалпур расчетное время прибытия в Исламабад — 16.55. Его последние слова: «Я „Пак‑1“, оставайтесь на связи». Однако один из сотрудников диспетчерской службы утверждал, что второй пилот еще произнес: «Что ты делаешь, 'Машхуд?»

15.48. «Геркулес» на небольшой высоте прошел над рекой Сатледж. Затем, по словам пилота самолета генерала Аслам Бега, с президентским C‑130 стало происходить что‑то странное: его бросало то вверх, то вниз. Создавалось впечатление, что машина перестала быть управляемой.

15.50. В эфире послышался слабый голос адъютанта Зия‑уль‑Хака бригадного генерала Наджиба Ахмеда: «Машхуд, Машхуд», а в 15.51, согласно докладу комиссии, C‑130 врезался в землю под углом 60—65 градусов. Катастрофа произошла около города Лахор. Никому из 37 человек, находившихся на борту «Геркулеса», спастись не удалось.

Самолет генерала Аслам Бега сделал круг над местом падения и взял курс на Исламабад.

После гибели Зия‑уль‑Хака и генерала Ахтара Рехмана генерал Аслам Бег стал главным военачальником. По прибытии в Исламабад он отправил в Генеральный штаб срочную радиограмму: руководству вооруженных сил предписывалось немедленно собраться на экстренное совещание.

В восемь часов вечера по радио передали экстренное сообщение о гибели Зия‑уль‑Хака. В стране объявили десятидневный траур, на три дня закрыли все государственные учреждения и учебные заведения. Председатель сената Гулам Исхак Хан приведен к присяге в качестве временного президента. Он сразу пообещал, что виновных в гибели Зия‑уль‑Хака найдут и накажут. В тот же день образованную Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил Аббас Мирза. В качестве экспертов были привлечены специалисты из США во главе с подполковником Совадой. Кроме того, появилось еще несколько комиссий — военного Межведомственного разведывательного управления (ИСИ), Разведывательного бюро, Федерального бюро расследований Пакистана и полиции. Части фюзеляжа и двигателей самолета американского! производства 3 сентября 1988 года доставлены в США транспортными самолетами американских ВВС. Их исследовали эксперты Пентагона, ЦРУ и фирм‑производителей.

В течение двух месяцев Государственная комиссия пыталась определить причины катастрофы. Среди версий назывались следующие: взрыв бомбы; поражение ракетой с земли; пожар; некачественное авиатопливо; отказ двигателей; выход из строя электрооборудования или системы управления. К сожалению, на борту «Геркулеса» не оказалось бортовым самописцев, что значительно осложнило расследование. Официальное заключение, опубликованное 18 октября 1988 года, не давало ответов на многие вопросы.

После тщательного обследования обломков самолета комиссия не нашла подтверждения ни одной из вышеупомянутых версий. Например, сразу исключили отказ в системе управления, поскольку в конструкции C‑130 предусмотрено ее тройное дублирование. После вскрытия тела генерала Герберта Уоссома отпала версия пожара — он умер еще до того, как лайнер загорелся.

А может, «Геркулес» был сбит ракетой? Эта версия рассматривалась в связи с покушением на Зия‑уль‑Хака, совершенным членами подпольной террористической организации «Аль‑Зульфикар» («Меч пророка»), которой руководил Муртаза Бхутто, младший сын свергнутого президента Зульфикара Али Бхутто. Однако и она не нашла подтверждения.

Смоделировав на компьютерах последний полет «Геркулеса», специалисты пришли к выводу, что в последние минуты он потерял управление.

Словом, комиссия не нашла причин технического характера и сделала вывод, что катастрофа — результат преступного акта или саботажа. Дело в том, что на некоторых обломках самолета и ящиков с манго удалось обнаружить следы пентаэритрола тетранитрата (ПЭТН) — взрывчатого вещества, применяемого при диверсиях. Пакистанские эксперты воссоздали детонатор для взрыва небольшого контейнера с отравляющим веществом. Такой контейнер террористы могли пронести на самолет в ящиках с манго или во время ремонта грузового отсека. А отравление пилотов ядовитым газом убедительно объясняет странное поведение «Геркулеса» перед падением.

Но развития эта версия не получила; более того, под нажимом неких влиятельных лиц дальнейшее расследование вообще решили прекратить. Весь персонал аэродрома Бахавалпур, сотрудники безопасности, а также другие свидетели катастрофы получили назначения в другие районы страны. Обычно в случае гибели американских граждан за рубежом ФБР проводит собственное расследование. На этот раз оно проходило вяло, несмотря на то, что среди погибших оказался посол США. Так что об истинных виновниках катастрофы приходится только догадываться.

Какие силы были заинтересованы в гибели президента Пакистана? Кто мог столь четко спланировать и осуществить подобную операцию и умело спустить расследование на тормозах?

Зия‑уль‑Хак имел много врагов. Прежде всего, это родственники свергнутого президента Зульфикара Али Бхутто. Недаром его дочь, Беназир Бхутто, сразу после катастрофы заявила: «Мы уверены, что смена власти произойдет в высшей степени гладко». И действительно, в ходе ноябрьских выборов ее Пакистанская народная партия одержала убедительную победу.

Младший сын Бхутто, Муртаза, руководил террористической организацией «Аль‑Зульфикар»; ее боевики в 1982 году пытались сбить под Исламабадом самолет Зия‑уль‑Хака. Однако выпущенная зенитная ракета прошла мимо лайнера. Сразу после гибели президента Муртаза Бхутто взял на себя ответственность за катастрофу, но позднее, узнав, что среди жертв оказались американцы, поспешил взять свои слова обратно.

Могли осуществить диверсию и палестинские террористы, поклявшиеся отомстить Зия‑уль‑Хаку за смертный приговор пяти угонщикам «Боинга‑747» в аэропорту Карачи осенью 1986 года. Они не могли простить президенту Пакистана участия в качестве военного советника в разгроме отрядов палестинцев регулярной иорданской армией в сентябре 1970 года, а также тайных контактов с израильтянами и намерения официально признать государство Израиль.

Считали своим врагом Зия‑уль‑Хака и синдхские, и белуджские националистические группировки. В августе‑сентябре 1983 года пакистанская армия жестоко подавила антиправительственные выступления в Синде. После этого в провинции установилось засилье панджабского большинства в лице военной и гражданской бюрократии, что не могло не вызвать всплеска ненависти к Зия‑уль‑Хаку среди синдхов и белуджей.

И наконец, нельзя сбрасывать со счетов представителей шиизма, второго по значению течения в исламе, чьи последователи составляют до 30 процентов населения Пакистана. А Зия‑уль‑Хак, проводя политику исламизации страны, опирался на суннитов. Поэтому катастрофа очень напоминает акт самоубийства одного из членов экипажа. По другим данным, некий техник в аэропорту являлся ревностным шиитом и вполне мог пронести на борт «Геркулеса» контейнер с отравляющим газом, воспользовавшись для этого ремонтными работами.

Наиболее заинтересованные в гибели президента лица — пакистанские военные. Зия‑уль‑Хак занимал должность начальника штаба сухопутных сил более тринадцати лет вместо положенных четырех. При этом престиж армии как боевой силы падал, а офицеры превращались в бизнесменов и теневых дельцов. Более того, внешняя и внутренняя политика Зия‑уль‑Хака ставила под угрозу получение от США четырехмиллиардной военно‑экономической помощи Пакистану. И тогда испуганные надвигающимся экономическим и политическим кризисом пакистанские генералы решили действовать. Недаром министр обороны Пакистана Чама позже заявил: «Кто хочет узнать причины гибели Зия, пусть позвонит в рай».

Мухаммед Зия-уль-Хак (12 августа 1924 - 17 августа 1988) — пакистанский военный и политический деятель. Президент Пакистана. Генерал.
 

Биография

Мухаммед Зия-уль-Хак родился 12 августа 1924 года в городе Джаланджар, ныне находяшемся в Индии, в семье отставного офицера. После обучения в Индийской королевской академии он был произведён в офицеры и перед концом Второй мировой войны в составе Британского экспедиционного корпуса участвовал в боевых действиях против японской армии в Бирме, Малайзии и Индонезии. С образование в 1947 году независимого Пакистана, Зия-уль-Хак стал служить в пакистанской армию, и в 1955 году окончил колледж высшего командного состава в Кветте. По окончанию колледжа Зия-уль-Хак дважды (1959 и 1963 гг.) стажировался в США.ю где прошёл курс обучения в Колледже высшего командного состава в форте Ливанворт (штат Канзас).

Многочисленные военные перевороты в Пакистане были своего рода политической школой для Зия-уль-Хака. Он упорно двигался к высшим военным чинам и ждал своего часа.

В 1964 году ему присваивают звание подполковника и направляют инструктором штаба в провинцию Кветта. В 1966-1968 годах он командует бронетанковой дивизией.

Военное поражение и отделение Восточного Пакистана привело к взрыву внутри страны: режим Яхья Хана был сметен. На всеобщих выборах победила Пакистанская народная партия (ПНП), которую возглавлял Зульфикар Али Бхутто.

Тем временем Зия-уль-Хак продолжал продвигаться по служебной лестнице. Он действовал осмотрительно и хитро. Исподволь плетя нити заговора, Зия одновременно изо всех сил демонстрировал свою "лояльность" премьер-министру.

Поворотный момент в его карьере пришелся на середину семидесятых годов. Председательствуя в трибунале, который рассматривал дело о раскрытом в 1973 году армейской антиправительственном заговоре, Зия-уль-Хак зарекомендовал себя как сторонник деполитизации вооруженных сил и вскоре быстро пошел и гору.

В обход нескольких генералов, стоявших выше на иерархической лестнице, он был назначен в марте 1976 года начальником штаба сухопутных войск. Бхутто, лично выдвинувший его на этот пост и поверивший в его лояльность, не сумел разглядеть в 3ия-уль-Хаке будущего военного диктатора и жестоко поплатился за свою ошибку.

Зия ездил по стране, беседовал с офицерами, добивался поддержки влиятельных лиц. До восхождения на политический Олимп остается совсем немного - устранить Бхутто. Удобный момент для Зия-уль-Хака настал летом 1977 года.

Переворот

5 июле 1977 года сверг Бхутто, который в 1979 году был повешен. 1 октября генерал объявил об отмене парламентских выборов, назначенных на 18 октября.

Президент

Сам Зия-уль-Хак утверждал что "его единственной целью была организация свободных и справедливых выборов", но на деле ликвидировал конституцию.

Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры, предписываемые исламом, в сфере налогообложения и банковском деле. В условиях сложной внутри- и внешнеполитической обстановки Зия-уль-Хак решил опереться на пакистанских исламистов из числа суннитов. В ответ на их требования "шариатизации" правительство в 1977-1979 гг. приняло ряд законов, которые предусматривали применение традиционных исламских наказаний за преступления.

Шииты не поддержали политику Зия-уль-Хака по двум причинам. Во-первых, они традиционно стояли на умеренных позициях. Ярким представителем шиитской общины был Зульфикар Али Бхутто. Во-вторых, введение положений шариата в правовую систему Пакистана означало в данном случае закрепление суннитских юридических норм, что вызвало среди шиитов возмущение. Эта негативная реакция послужила удобным поводом для начала антишиитской кампании, во главе которой стали ряд суннитских организаций. Кампания шла под лозунгами: "Шииты - не мусульмане!", "Хомейни - враг ислама!" и т.д. Раздались требования признать шиитов немусульманским меньшинством. Но чем сильнее оказывалось давление на шиитов, тем больше росла помощь им со стороны Ирана.

В декабре 1984 года Зия-уль-Хак провел референдум об отношении к политике исламизации. Ее одобрение, неизбежное в условиях Исламской Республики, предусмотрительно увязывалось с продлением президентских полномочий на пять лет.

30 декабря 1985 Зия отменил военное положение и восстановил действие конституции 1973 г. с поправками, которые увеличили власть президента, предоставив ему право распускать правительство и законодательные органы страны и провинций. Закон о партиях, принятый спустя несколько месяцев, позволил им функционировать легально при условии выполнения официальных предписаний. Оппозиционные организации активизировали нападки на режим Зия-уль-Хака, требуя регулярных выборов в условленные сроки и настаивая на полном восстановлении конституционных норм. Наиболее авторитетным лидером этой части общества стала возглавившая ППН Беназир Бхутто , дочь Зульфикара Али Бхутто. .

В дальнейшем избавив себя и других представителей военно-бюрократической прослойки от ответственности за попрание гражданских прав и свобод, Зия-уль Хак объявил 30 декабря 1985 года об отмене военного положения. При этом он прямо дал понять, что этот акт носит чисто символический характер.

Однако постепенно выяснилось, что гражданские партнеры Зия-уль-Хака, и в первую очередь назначенный им премьер-министр М.Х. Джунеджо , не хотят оставаться на вторых ролях.

Чаша терпения президента переполнилась, когда премьер-министр Джунеджо задумал сократить военные расходы под предлогом, что это отвечает пожеланиям финансовых доноров Пакистана. 29 мая 1988 года Зия-уль-Хак распустил нижнюю палату парламента, отправил в отставку гражданского премьер-министра, а вместе с ним центральное и провинциальное правительства. В интервью западногерманской газете «Франкфуртер рундшау» президент заявил, что Пакистан слишком неразвитая страна, чтобы иметь демократическую систему правления.

Гибель

17 августа 1988 года Зия-уль-Хак вылетел на полигон Тейпур Тамевали, где должны были пройти показательные испытания американского танка М-1 «Абрамс». После окончания испытаний самолет С - 130 - "Геркулес" взял курс на Исламабад. Вслед за самолетом уль-Хака летел лайнер пакистанского генерала Аслама Бега. В пути лайнер потерпел катастрофу около города Лахор. Теряя высоту, самолет, по словам очевидцев, начал нырять и вздыбливаться, затем рухнул на землю. Никому из 37 человек, находившихся на борту "Геркулеса", спастись не удалось. В восемь часов вечера по радио передали экстренное сообщение о гибели Зия-уль-Хака. В стране объявили десятидневный траур, на три дня закрыли все государственные учреждения и учебные заведения. Председатель сената Гулям Исхак Хан был приведен к присяге в качестве временного президента. Он сразу пообещал, что виновных в гибели Зия-уль-Хака найдут и накажут. В тот же день образованную Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил Аббас Мирза. В качестве экспертов привлечены специалисты из США. Версии экспертов разошлись: пакистанцы предположили, что на борту мог находиться контейнер с ядовитым газом. Когда сработал детонатор, контейнер открылся, газ поразил пилотов, и самолет потерял управление. Американские специалисты обнаружили на обломках следы пентаритритола тетранитрата — взрывчатого вещества, часто используемого для диверсий. Организаторы и заказчики теракта не найдены.



Источник: http://www.aeroaccidents.ru/index/0-74
Категория: Аварии и катастрофы | Добавил: otipb (16.10.2009) | Автор: otipb W
Просмотров: 2863 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах