Вторник, 30.04.2024, 13:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

доклад Заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Л. Сафонова на Всероссийской конференции, посвящен
ДОКЛАД
Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях

1. Состояние условий труда работающих

Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого капитала.
С 2007 года началось ежегодное сокращение численности трудоспособного населе-ния. Согласно прогнозам, до 2030 года сокращение трудоспособного населения превысит 13 млн. человек, при этом 80% этой убыли придётся на период до 2020 года, в среднем на 1 млн. человек ежегодно. 
В этой связи в сфере управления охраной труда основной аспект необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных с повышением смертности и за-болеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов.
В результате системной реализации комплекса мер, предусмотренного 1-м этапом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в це-лом удалось сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и по-страдавших в результате несчастных случаев на производстве. 
Вместе с тем, уровень производственного травматизма со смертельным исходом нахо-дится на высоком уровне (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно превышает данный по-казатель развитых стран.
При этом кажущаяся благоприятной ситуация с динамикой снижения производствен-ного травматизма не отражает реального положения в области охраны труда, поскольку во многом обусловлена снижением численности занятых в ключевых отраслях экономики. Так, за последние годы по данным Росстата количество несчастных случаев на производстве со-кращается, но при этом также сокращается численность занятых в отраслях экономики, на-блюдаемых Росстатом. 

При этом в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяже-лыми последствиями свыше 72% случаев вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера: нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, на-рушения трудовой дисциплины и другие.
Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных про-изводственных факторов на организм работающих являются основной причиной формирова-ния у работающих профессиональной патологии. 
Последовательно возрастает число случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с частной формой собственности.
С учетом этого, становится очевидным, что одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих качество трудового потенциала и производительность труда, является значительная численность рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. 

2. Основные проблемы в сфере управления охраной труда

При этом коренному улучшению условий труда, снижению уровня производственного травматизма объективно препятствуют следующие основные проблемы:
1. Отсутствие законодательно установленных механизмов экономического стимулиро-вания работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопас-ных технологий и промышленного оборудования, направленных на сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда;
2. Отсутствие стройной системы нормативного правового регулирования в сфере охра-ны труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению безопасности на производстве;
3. Недостаточная компетентность работодателей и работников, в том числе в части практических навыков безопасного производства работ;
4. Недостаточная эффективность системы медико-профилактического обслуживания работающих граждан, направленной на профилактику профессиональных заболеваний;
5. Низкая информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.

3. Основные направления решения проблем в сфере охраны труда

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянно-му улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками.
Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет.

При этом государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к снижению профессиональных рисков.
За последние 2 года в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда Министерством разработан ряд законодательных и иных актов, направленных на формирование системы управления профессиональными рисками.

В первую очередь, это законопроект, предусматривающий внесение изменений в Тру-довой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия «профессиональ-ный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В настоящее время завершается его согласо-вание и в июне месяце он будет внесен в Правительство Российской Федерации.

В текущем году планируется также принять такие основополагающие подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как:
• Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федера-ции;
• Стандарт по оценке профессиональных рисков;
• Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессио-нальных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ.


4. Совершенствование процедур оценки условий труда на рабочих местах на основе аттестации рабочих мест
   
Вместе с тем, очевидно, что эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.

В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена обязанность работодате-ля по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. 
Именно аттестация должна:
• оценивать и описывать состояние рабочего места;
• выявлять факторы производственной среды, оказывающие вредное воздействие на человека, а также интенсивность и степень этого воздействия;
• позволять качественно и количественно оценить уровень риска;
• определять направления защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов.
Очевидно, что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соот-ветствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на ат-тестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.
В этой связи на первое место выходит достоверность проведения указанных оценок и, соответственно, компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в облас-ти охраны труда. 

4.1. Аккредитация аттестующих организаций

 Вместе с тем, в настоящее время существует проблема, связанная с формированием института оценки условий труда на рабочих местах.
До сентября 2008 г. аттестация рабочих мест осуществлялась работодателем самостоя-тельно, т.е. он сам формулировал задачи, обеспечивал финансирование и делал заключение о состоянии рабочего места. При таком подходе неизбежно возникал конфликт интересов и ста-вилась под сомнение достоверность оценки условий труда.
Поэтому Министерством был предпринят ряд мер нормативного характера, направлен-ных на формирование независимого института оценки условий труда, в объективности и компетентности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатель.
Основное направление – создание института неаффилированных аттестующих органи-заций. 
Одним из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, является аккредитация аттестующих орга-низаций.
В этой связи принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
В соответствии с Правилами аккредитация организации, оказывающей услуги в облас-ти охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.
Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и разме-щает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации заявления.
  При этом сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступны-ми. 
  Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должна безусловно со-ответствовать аттестующая организация. 
Это:
наличие измерительного оборудования и приборов;
наличие квалифицированного персонала;
наличие руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др.
Контроль за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в об-ласти охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией критериев аккреди-тации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соот-ветствии с областью аккредитации, осуществляется Рострудом на основе проверки сведе-ний, предоставленных аттестующей организацией и указанных в реестре.

С учетом введения системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, обращаем внимание органов по труду субъектов Россий-ской Федерации – обязательная аккредитация осуществляется только Министерством на федеральном уровне. Все региональные системы, которые предусматривают ведение различных регистров, реестров в целях допуска (или не допуска) организаций на рынок услуг субъекта, должны быть свернуты.

4.2. Стандарты аттестации рабочих мест

Аттестация должна осуществляться в различных видах экономической деятельности, где существует большое количество неоднородных рабочих мест (стационарных, нестацио-нарных и др.).  
Необходимо создать систему стандартов аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику, а также специфику проведения отдельных ви-дов работ. 
Эти стандарты крайне необходимы для того, чтобы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда были стандартизированными и, таким образом, признаваемыми все-ми участниками трудовых отношений: работодателем - работником - государством. Именно эти стандарты могли бы позволить осуществлять эффективный контроль со стороны государ-ства за качеством проводимой работы.
В этой связи стоит также задача пересмотра требований, в первую очередь, санитар-но-эпидемиологических, в целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных вредных производственных факторов на человека. 
Таким образом, в короткий период предстоит сформировать целостную систему стан-дартов безопасности труда, устанавливающих единые требования к выявлению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. 

4.3. Совершенствование механизма государственной экспертизы условий труда

В связи с модернизацией в новых условиях системы аттестации рабочих мест требует также совершенствования механизм государственной экспертизы условий труда.
Ежегодно структурными подразделениями субъектов Российской Федерации, зани-мающимися вопросами государственной экспертизы условий труда, проводится свыше 30 ты-сяч различных экспертных оценок.
 При этом оценка производится, как правило, только по документам без проверок достоверности проведенных измерений производственных факторов.
 В то же время, в соответствии со статьёй 2161 Кодекса лица, осуществляющие госу-дарственную экспертизу условий труда, имеют право проводить соответствующие измерения и расчёты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабо-раторий.
Однако в настоящее время в Российской Федерации фактически отсутствуют незави-симые лаборатории государственной экспертизы условий труда. 

С этой целью Министерством было закуплено современное оборудование на сумму 65,3 млн. рублей для оснащения четырёх лабораторий государственной экспертизы усло-вий труда.

Укомплектованная оборудованием сеть лабораторий государственной экспертизы ус-ловий труда позволит оценивать результаты работы по аттестации рабочих мест с использо-ванием современных средств измерения, проводить независимую экспертную оценку факто-ров трудового процесса и производственной среды в организациях различных видов деятель-ности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. 
***
Таким образом, реализация указанных направлений позволит сформировать единый стандартизованный механизм оценки условий труда на рабочих местах.

5. Экономические механизмы улучшения условий труда работников

Сложившееся положение в области охраны труда обусловлено отсутствием экономи-ческой заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда ра-ботников, а также архаичностью существующей со времен СССР системы управления охра-ной труда на всех уровнях, созданной в 70-80-х годах прошлого столетия и не способной в полной мере обеспечить эффективную профилактику производственного травматизма и про-фессиональной заболеваемости ввиду ее несоответствия изменившимся экономическим усло-виям.
Несовершенство порядка установления страховых тарифов и системы скидок и надба-вок к ним, не зависящих от условий труда; незначительные штрафы за нарушение требований охраны труда; неадаптированность системы предупредительных мер к особенностям малого и среднего бизнеса; несовершенство системы предоставления компенсаций (в том числе дос-рочного выхода на пенсию) за работу во вредных условиях труда; устаревшая нормативно-правовая база по вопросам условий и охраны труда (большинство правил и инструкций по ох-ране труда не пересматривались более 5 лет); недостатки в обучении и проверке знаний тре-бований охраны труда – всё это требует принятия комплекса мер, направленных на реформи-рование существующей системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников.

5.1. Система предоставления компенсаций

Для того, чтобы выполнить положения Трудового кодекса и проводить аттестацию 1 раз в 5 лет, необходимо ежегодно аттестовывать порядка 6 млн. рабочих мест. 
На сегодняшний день, по данным Роструда, эта цифра значительно меньше. Ежегодно аттестовывается порядка 350 тыс. рабочих мест. 
Таким образом, у работодателя в старой системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. 
Поэтому очень важно увязать аттестацию рабочего места с экономическими интереса-ми работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией рабочего места, чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда как обычное обреме-нение, которое создает ему государство в виде требований, сформулированных Трудовым ко-дексом. 
Для того, чтобы создать этот экономический стимул, необходимо увязать возможности управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оп-латы труда.
 Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим допол-нительных расходов, могут выводиться из этих категорий.
Таким образом, задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого состояния, строить соответствующую систему компен-саций. 

В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении со-кращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» была сформулирована эта идея, заключающаяся в том, что работодатель, проводя аттестацию рабочего места, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее место, и, в зависимости от класса риска, уже на основе установленных государством минимумов, складываются расходы по гарантиям.


Справочно: Сегодня получают какие-либо компенсации свыше 5,2 млн. человек, или 41,5% от общего числа занятых в экономике страны, а численность работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по данным Росстата, составляет 27,5%, что свидетельствует о несовершенстве действующей системы предоставления ком-пенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно-го дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в соответствую-щих разделах различных Списков или Перечней вредных производств.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные Списки или Перечни, ли-шены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименован-ным в Списках или Перечнях, условия труда на рабочих местах которых по результатам атте-стации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предос-тавляться.

Таким образом, существующий подход носит явно дискриминационный характер, что прямо противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации и статье 3 Трудового ко-декса Российской Федерации. 

С целью объективного установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсации предлагается устанавливать персонально для каж-дого работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах), работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном Минздравсоцразвития России.

5.2. Предупредительные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, финансируемые за счет средств ФСС РФ

Ежегодно Министерством совместно с Фондом социального страхования утверждается перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В указанный перечень традиционно входят мероприятия по обеспечению работ-ников СИЗ, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортному лечению и др.
В 2010 году в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам, в первую очередь из числа предприятий малого бизнеса, перечень дополнен мероприятиями по обучению по ох-ране труда работников, по приобретению работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); а также мероприятиями по приобретению работодателями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для опре-деления наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров), что особенно актуально в свете мер по повышению безопасности дорожного движения.  
Данные мероприятия носят выраженный профилактический характер и направлены, в первую очередь, на сокращение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными условиями труда и дают возмож-ность распространить указанное профилактическое мероприятие не только на крупные пред-приятия, но и на хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, что особенно важно в настоящее время.
Основной задачей в плане реализации указанных мер является максимальный охват предприятий малого и среднего бизнеса, а также максимальное использование денежных средств, выделенных на эти цели Фондом. 
5.3. Усиление ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения тре-бований охраны труда

В целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения тре-бований охраны труда ведётся работа над проектом федерального закона, вносящего измене-ния в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью усиле-ния ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда. 
 С принятием указанного законопроекта будут внесены дополнения в Кодекс об адми-нистративных правонарушениях отдельной главой 51, в которой будут установлены админи-стративные штрафы за нарушения работодателем требований охраны труда, размеры которых предлагается существенно увеличить.
 
6. Совершенствование процедур в сфере охраны труда применительно к органи-зациям малого и среднего бизнеса
Не секрет, что организация охраны труда на малых предприятиях отличается доста-точно низким уровнем. 
На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры и др.
При этом коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исхо-дом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.  
Причинами этого являются, в том числе, слабая адаптированность процедур в области охраны труда в специфике деятельности предприятий малого бизнеса, недостаточная инфор-мированность работодателей малого бизнеса, а также невозможность воспользоваться префе-ренциями, предоставляемыми системой страхования, ввиду сложности и громоздкости проце-дур.
Эффективное решение указанных проблем и, как следствие улучшение условий и ох-раны труда в организациях малого и среднего бизнеса, должно осуществляться системно по следующим основным направлениям:
повышение экономической заинтересованности работодателей, в том числе путем адаптации существующих процедур финансирования предупредительных мер, получения скидок к страховым тарифам к особенностям малого и среднего бизнеса;
повышение качества обучения руководителей и работников в области охраны труда;
совершенствование нормативно правовой базы, в том числе в части оптимизации про-цедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
снижение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты малого и среднего бизне-са, путем перехода от дорогостоящей сертификации к добровольно выбираемой форме под-тверждения соответствия.
Так, одной из мер, направленной на обеспечение безопасных условий труда, в первую очередь, на предприятиях малого и среднего бизнеса, является предоставление указанным хо-зяйствующим субъектам (как страхователям в системе обязательного социального страхова-ния от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) права осуще-ствлять социально значимые выплаты (к числу которых относится и финансирование меро-приятий по охране труда) с последующим уменьшением на сумму произведенных затрат сум-мы страховых взносов, подлежащих внесению в бюджет Фонда социального страхования Рос-сийской Федерации (далее – Фонд).
Данная преференция хозяйствующим субъектам – страхователям, включая страховате-лей из числа хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, имеет явно выраженный стимулирующий характер и направлена, в первую очередь на улучшение состояния дел с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью ра-ботников.
Однако для большинства предприятий малого и среднего бизнеса эта сумма в течение одного календарного года может составлять незначительную величину, размер которой не по-зволит указанным страхователям осуществить финансирование предупредительных мер с достижением существенного результата.
 При этом возможность данной категории работодателей проводить накопление сумм страховых взносов и получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в несколько лет отсутствует. 
Кроме того в целях оказания информационно-консультационной помощи руководите-лям и работникам организаций малого бизнеса предполагается создать открытую информаци-онную систему по охране труда для организаций малого и среднего бизнеса. 
Основными задачами системы будет являться консультирование руководителей и ра-ботников организаций малого и среднего бизнеса по вопросам охраны труда, своевременного обеспечения работников действующими нормативными правовыми актами по охране труда для малых предприятий. 
В настоящее время в рамках работы Координационного совета Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» проводится работа по определению перечня процедур в области охраны труда, требующих адаптации (в том числе путем внесения изменений в нормативные правовые акты) к специфи-ке деятельности малых предприятий. 

7. Повышение компетентности персонала в сфере охраны труда

В свете совершенствования механизмов управления охраной труда на первый план также выходит повышение компетентности работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ. 
Как показывает практика основными причинами нарушений в сфере охраны труда, в числе прочих, являются низкий уровень знаний требований охраны труда со стороны руково-дителей и должностных лиц организаций, а также недостаточные практические навыки безо-пасного выполнения работ у работников. В частности, свыше 10% несчастных случаев на производстве происходит по причинам очевидных недостатков в подготовке работников в области охраны труда.

При этом существующая система подготовки персонала в области охраны труда ориен-тирована преимущественно на теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывает необходимость овладения практическими приемами безопасного выполнения ра-бот.

Действующий в настоящее время Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, прежде всего, морально устарел, не удов-летворяет по своей структуре, изложению отдельным положениям Трудового кодекса Рос-сийской Федерации и вступает с ним в противоречие.
В основе всей системы обучения вопросам охраны труда должна лежать дифференциа-ция видов обучения (по срокам, глубине, направленности обучения) для различных групп (от-дельных категорий) работников на основе государственных требований к образованию, обра-зовательным цензам и квалификациям с учетом потребностей производства.
В этой связи в настоящее время Министерство работает над новым проектом Порядка обучения по охране труда работников организаций.
Подготовка персонала по охране труда должна носить непрерывный характер, все этапы должны быть взаимоувязаны в единый процесс.
В новом подходе к обучению по охране труда, сохраняя общую типовую базу и про-грамму, должны быть четко разграничены категории по продолжительности обучения, объему предоставляемого материала для того, чтобы этот дифференцированный подход позволил ох-ватить все категории работающих.

Для исправления сложившейся ситуации предлагается создание и оснащение сети фе-деральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных технологий.

В рамках реализации данного мероприятия предлагается на базе федеральных государ-ственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов соз-дать федеральные обучающие центры для комплексной подготовки персонала по охране тру-да.

8. Формирование системы информационного обеспечения и мониторинга условий и охраны труда

Важной составляющей модернизации системы управления охраной труда в Российской Федерации является также обеспечение широкого доступа работников и работодателей к ин-формационным ресурсам в области охраны труда.
 Начиная с 2010 года в Российской Федерации проводится общероссийский монито-ринг условий и охраны труда, основной целью которого является сбор информации о состоя-нии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере.
Кроме того, в настоящее время Министерством разрабатывается единая общероссий-ская справочно-информационная система по охране труда, которая после ее ввода в эксплуа-тацию в 2010 году, позволит повысить эффективность информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и работодателей по вопросам охраны труда.  

9. Формирование и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы «Профес-сиональные риски»

Принятие обоснованных решений в сфере управления профессиональными рисками требует системного информационного обеспечения на основе централизованной обработки информации о состоянии условий и охраны труда, выявленных рабочих местах с вредными для работников условиями труда, уровнях профессиональных рисков в разрезе предприятий, отраслей экономики, субъектов Российской Федерации. 
Формирование единой федеральной базы данных позволит также обеспечить обоснован-ное установление страховых тарифов в системе социального страхования от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от реальных условий труда и уровней профессионального риска на предприятиях.
Ввод в эксплуатацию АС «Профессиональные риски» в краткосрочной перспективе позволит создать единое информационное пространство в сфере управления профессиональ-ными рисками и системы страхования профессиональных рисков, позволяющее контролиро-вать достоверность информации и качество проводимых работ, принимать обоснованные управленческие решения.

10. Общественный контроль и экспертиза

Общественный контроль и экспертиза разрабатываемых элементов системы оценки и управления профессиональными рисками осуществляется путем участия заинтересованных сторон и коллегиальных органов в разработке и планировании мероприятий, направленных на модернизацию системы охраны труда и социального страхования, экспертизе проектов нор-мативных правовых актов и тестировании готовых решений.
При этом важную роль должны сыграть созданные при Минздравсоцразвития России Координационный совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению ус-ловий и охраны труда, Координационный совет по малому и среднему бизнесу, а также само-регулируемые организации.
***
Учитывая комплексный характер проблем в сфере охраны труда, их решение должно осуществляться на основе системного программного подхода к улучшению условий и охраны труда.

В этих целях в рамках 2-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрена разработка и реализация в 2011 – 2015 го-дах общероссийской программы «Здоровье на производстве». 

Программа «Здоровье на производстве» будет предусматривать реализацию скоордини-рованных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Реализация в полном объеме мероприятий программы «Здоровье на производстве» по-зволит обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболева-ние, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными для репродуктивного здо-ровья населения условиями труда.
***
В заключении необходимо отметить, что только консолидированные усилия федераль-ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве. 


Источник: http://rark-kazan.ru/novosti/vnimaniyu_rukovoditelej_organizacij_okazyvayuwih_uslugi_v_oblasti_ohrany_truda1/
Категория: Общие | Добавил: otipb (15.02.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 1068 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах