Зарег. на сайте Всего: 1230 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 260 Из них Парней: 896 Девушек: 334
доклад Заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Л. Сафонова на Всероссийской конференции, посвящен
ДОКЛАД Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях
1. Состояние условий труда работающих
Основой
любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении
задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают
серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого
капитала. С 2007 года началось ежегодное сокращение численности
трудоспособного населе-ния. Согласно прогнозам, до 2030 года сокращение
трудоспособного населения превысит 13 млн. человек, при этом 80% этой
убыли придётся на период до 2020 года, в среднем на 1 млн. человек
ежегодно. В этой связи в сфере управления охраной труда основной
аспект необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных с
повышением смертности и за-болеваемости вследствие воздействия вредных
производственных факторов. В результате системной реализации
комплекса мер, предусмотренного 1-м этапом Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года, в це-лом удалось
сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и
по-страдавших в результате несчастных случаев на производстве. Вместе
с тем, уровень производственного травматизма со смертельным исходом
нахо-дится на высоком уровне (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно
превышает данный по-казатель развитых стран. При этом кажущаяся
благоприятной ситуация с динамикой снижения производствен-ного
травматизма не отражает реального положения в области охраны труда,
поскольку во многом обусловлена снижением численности занятых в ключевых
отраслях экономики. Так, за последние годы по данным Росстата
количество несчастных случаев на производстве со-кращается, но при этом
также сокращается численность занятых в отраслях экономики, на-блюдаемых
Росстатом.
При этом в общей структуре причин несчастных
случаев на производстве с тяже-лыми последствиями свыше 72% случаев
вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера:
нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация
производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда,
на-рушения трудовой дисциплины и другие. Неудовлетворительное
состояние условий труда, длительное воздействие вредных
про-изводственных факторов на организм работающих являются основной
причиной формирова-ния у работающих профессиональной патологии. Последовательно возрастает число случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с частной формой собственности. С
учетом этого, становится очевидным, что одним из факторов, сдерживающих
развитие экономики, снижающих качество трудового потенциала и
производительность труда, является значительная численность рабочих мест
с вредными и (или) опасными условиями труда.
2. Основные проблемы в сфере управления охраной труда
При
этом коренному улучшению условий труда, снижению уровня
производственного травматизма объективно препятствуют следующие основные
проблемы: 1. Отсутствие законодательно установленных механизмов
экономического стимулиро-вания работодателей к постоянному улучшению
условий труда, внедрению новых безопас-ных технологий и промышленного
оборудования, направленных на сокращение рабочих мест с вредными или
опасными для репродуктивного здоровья условиями труда; 2. Отсутствие
стройной системы нормативного правового регулирования в сфере охра-ны
труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению
безопасности на производстве; 3. Недостаточная компетентность
работодателей и работников, в том числе в части практических навыков
безопасного производства работ; 4. Недостаточная эффективность
системы медико-профилактического обслуживания работающих граждан,
направленной на профилактику профессиональных заболеваний; 5. Низкая информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.
3. Основные направления решения проблем в сфере охраны труда
Основным
направлением экономического стимулирования работодателей к
постоянно-му улучшению условий труда, внедрению новых безопасных
технологий и промышленного оборудования является внедрение системы
управления профессиональными рисками. Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет.
При
этом государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий
профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к
снижению профессиональных рисков. За последние 2 года в рамках
реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда
Министерством разработан ряд законодательных и иных актов, направленных
на формирование системы управления профессиональными рисками.
В
первую очередь, это законопроект, предусматривающий внесение изменений в
Тру-довой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия
«профессиональ-ный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых
отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными
рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных
заболеваний. В настоящее время завершается его согласо-вание и в июне
месяце он будет внесен в Правительство Российской Федерации.
В
текущем году планируется также принять такие основополагающие
подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления
профессиональными рисками, как: • Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федера-ции; • Стандарт по оценке профессиональных рисков; •
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки
профессио-нальных рисков, включающий методики оценок и регламенты
выполнения работ.
4. Совершенствование процедур оценки условий труда на рабочих местах на основе аттестации рабочих мест
Вместе
с тем, очевидно, что эффективное управление профессиональными рисками
невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих
местах.
В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена
обязанность работодате-ля по проведению аттестации рабочих мест по
условиям труда. Именно аттестация должна: • оценивать и описывать состояние рабочего места; •
выявлять факторы производственной среды, оказывающие вредное
воздействие на человека, а также интенсивность и степень этого
воздействия; • позволять качественно и количественно оценить уровень риска; • определять направления защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов. Очевидно,
что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в
соот-ветствие с государственными нормативными требованиями охраны труда,
основанные на ат-тестации рабочих мест по условиям труда, требуют
существенных финансовых затрат. В этой связи на первое место выходит
достоверность проведения указанных оценок и, соответственно,
компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в
облас-ти охраны труда.
4.1. Аккредитация аттестующих организаций
Вместе
с тем, в настоящее время существует проблема, связанная с
формированием института оценки условий труда на рабочих местах. До
сентября 2008 г. аттестация рабочих мест осуществлялась работодателем
самостоя-тельно, т.е. он сам формулировал задачи, обеспечивал
финансирование и делал заключение о состоянии рабочего места. При таком
подходе неизбежно возникал конфликт интересов и ста-вилась под сомнение
достоверность оценки условий труда. Поэтому Министерством был
предпринят ряд мер нормативного характера, направлен-ных на формирование
независимого института оценки условий труда, в объективности и
компетентности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатель. Основное направление – создание института неаффилированных аттестующих органи-заций. Одним
из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентности организаций в
сфере оказания услуг в области охраны труда, является аккредитация
аттестующих орга-низаций. В этой связи принят приказ
Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н «Об утверждении
перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима
аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в
области охраны труда». В соответствии с Правилами аккредитация
организации, оказывающей услуги в облас-ти охраны труда, осуществляется в
уведомительном порядке. Минздравсоцразвития России осуществляет
аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных
организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и разме-щает их
на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня
регистрации заявления. При этом сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступны-ми. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должна безусловно со-ответствовать аттестующая организация. Это: наличие измерительного оборудования и приборов; наличие квалифицированного персонала; наличие руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др. Контроль
за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в
об-ласти охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией
критериев аккреди-тации, государственных нормативных требований охраны
труда в сфере деятельности в соот-ветствии с областью аккредитации,
осуществляется Рострудом на основе проверки сведе-ний, предоставленных
аттестующей организацией и указанных в реестре.
С учетом введения
системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в
области охраны труда, обращаем внимание органов по труду субъектов
Россий-ской Федерации – обязательная аккредитация осуществляется только
Министерством на федеральном уровне. Все региональные системы, которые
предусматривают ведение различных регистров, реестров в целях допуска
(или не допуска) организаций на рынок услуг субъекта, должны быть
свернуты.
4.2. Стандарты аттестации рабочих мест
Аттестация
должна осуществляться в различных видах экономической деятельности, где
существует большое количество неоднородных рабочих мест (стационарных,
нестацио-нарных и др.). Необходимо создать систему стандартов
аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую
специфику, а также специфику проведения отдельных ви-дов работ. Эти
стандарты крайне необходимы для того, чтобы результаты аттестации
рабочих мест по условиям труда были стандартизированными и, таким
образом, признаваемыми все-ми участниками трудовых отношений:
работодателем - работником - государством. Именно эти стандарты могли бы
позволить осуществлять эффективный контроль со стороны государ-ства за
качеством проводимой работы. В этой связи стоит также задача
пересмотра требований, в первую очередь, санитар-но-эпидемиологических, в
целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных
вредных производственных факторов на человека. Таким образом, в
короткий период предстоит сформировать целостную систему стан-дартов
безопасности труда, устанавливающих единые требования к выявлению
рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья
населения условиями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда.
4.3. Совершенствование механизма государственной экспертизы условий труда
В
связи с модернизацией в новых условиях системы аттестации рабочих мест
требует также совершенствования механизм государственной экспертизы
условий труда. Ежегодно структурными подразделениями субъектов
Российской Федерации, зани-мающимися вопросами государственной
экспертизы условий труда, проводится свыше 30 ты-сяч различных
экспертных оценок. При этом оценка производится, как правило, только
по документам без проверок достоверности проведенных измерений
производственных факторов. В то же время, в соответствии со статьёй
2161 Кодекса лица, осуществляющие госу-дарственную экспертизу условий
труда, имеют право проводить соответствующие измерения и расчёты с
привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных)
лабо-раторий. Однако в настоящее время в Российской Федерации
фактически отсутствуют незави-симые лаборатории государственной
экспертизы условий труда.
С этой целью Министерством было
закуплено современное оборудование на сумму 65,3 млн. рублей для
оснащения четырёх лабораторий государственной экспертизы усло-вий труда.
Укомплектованная
оборудованием сеть лабораторий государственной экспертизы ус-ловий
труда позволит оценивать результаты работы по аттестации рабочих мест с
использо-ванием современных средств измерения, проводить независимую
экспертную оценку факто-ров трудового процесса и производственной среды в
организациях различных видов деятель-ности и форм собственности на всей
территории Российской Федерации. *** Таким образом, реализация
указанных направлений позволит сформировать единый стандартизованный
механизм оценки условий труда на рабочих местах.
5. Экономические механизмы улучшения условий труда работников
Сложившееся
положение в области охраны труда обусловлено отсутствием экономи-ческой
заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий
труда ра-ботников, а также архаичностью существующей со времен СССР
системы управления охра-ной труда на всех уровнях, созданной в 70-80-х
годах прошлого столетия и не способной в полной мере обеспечить
эффективную профилактику производственного травматизма и
про-фессиональной заболеваемости ввиду ее несоответствия изменившимся
экономическим усло-виям. Несовершенство порядка установления
страховых тарифов и системы скидок и надба-вок к ним, не зависящих от
условий труда; незначительные штрафы за нарушение требований охраны
труда; неадаптированность системы предупредительных мер к особенностям
малого и среднего бизнеса; несовершенство системы предоставления
компенсаций (в том числе дос-рочного выхода на пенсию) за работу во
вредных условиях труда; устаревшая нормативно-правовая база по
вопросам условий и охраны труда (большинство правил и инструкций по
ох-ране труда не пересматривались более 5 лет); недостатки в обучении и
проверке знаний тре-бований охраны труда – всё это требует принятия
комплекса мер, направленных на реформи-рование существующей системы
управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья
работников.
5.1. Система предоставления компенсаций
Для
того, чтобы выполнить положения Трудового кодекса и проводить аттестацию
1 раз в 5 лет, необходимо ежегодно аттестовывать порядка 6 млн. рабочих
мест. На сегодняшний день, по данным Роструда, эта цифра значительно меньше. Ежегодно аттестовывается порядка 350 тыс. рабочих мест. Таким образом, у работодателя в старой системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. Поэтому
очень важно увязать аттестацию рабочего места с экономическими
интереса-ми работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией
рабочего места, чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих
мест по условиям труда как обычное обреме-нение, которое создает ему
государство в виде требований, сформулированных Трудовым ко-дексом. Для
того, чтобы создать этот экономический стимул, необходимо увязать
возможности управления расходами на предприятии, управления
себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно
по направлению охраны труда, с экономией по фонду оп-латы труда. Необходимо,
чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места,
выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может
приводить к тому, что работники, формально, по спискам относящиеся к
категориям, требующим допол-нительных расходов, могут выводиться из этих
категорий. Таким образом, задача заключается в том, чтобы создать
нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к
конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого
состояния, строить соответствующую систему компен-саций.
В
постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об
установлении со-кращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного
дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда
работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными и иными особыми условиями труда» была сформулирована эта идея,
заключающаяся в том, что работодатель, проводя аттестацию рабочего
места, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее
место, и, в зависимости от класса риска, уже на основе установленных
государством минимумов, складываются расходы по гарантиям.
Справочно:
Сегодня получают какие-либо компенсации свыше 5,2 млн. человек, или
41,5% от общего числа занятых в экономике страны, а численность
работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по
данным Росстата, составляет 27,5%, что свидетельствует о
несовершенстве действующей системы предоставления ком-пенсаций за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда.
В настоящее время в
Российской Федерации действует статусный (списочный) подход
предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего
времени, ежегодно-го дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного
размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, при котором указанные компенсации
предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в
соответствую-щих разделах различных Списков или Перечней вредных
производств. При этом работники, чьи профессии не включены в данные
Списки или Перечни, ли-шены права на получение указанных компенсаций, в
то время как работникам, поименован-ным в Списках или Перечнях, условия
труда на рабочих местах которых по результатам атте-стации рабочих мест
не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают
предос-тавляться.
Таким образом, существующий подход носит явно
дискриминационный характер, что прямо противоречит статье 37
Конституции Российской Федерации и статье 3 Трудового ко-декса
Российской Федерации.
С целью объективного установления
компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда,
компенсации предлагается устанавливать персонально для каж-дого
работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах), работах
(рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда,
в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам
аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в
соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда, утвержденном Минздравсоцразвития России.
5.2.
Предупредительные меры, направленные на снижение производственного
травматизма и профзаболеваемости, финансируемые за счет средств ФСС РФ
Ежегодно
Министерством совместно с Фондом социального страхования утверждается
перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых
взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний. В указанный перечень
традиционно входят мероприятия по обеспечению работ-ников СИЗ,
проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
санаторно-курортному лечению и др. В 2010 году в целях оказания
поддержки хозяйствующим субъектам, в первую очередь из числа предприятий
малого бизнеса, перечень дополнен мероприятиями по обучению по ох-ране
труда работников, по приобретению работодателями, осуществляющими
пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за
режимом труда и отдыха водителей (тахографов); а также
мероприятиями по приобретению работодателями, работники которых заняты
на подземных работах, а также на работах, связанных с движением
транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских
осмотров, приборов для опре-деления наличия и уровня
содержания алкоголя (алкотестеров), что особенно актуально в свете мер
по повышению безопасности дорожного движения. Данные мероприятия
носят выраженный профилактический характер и направлены, в первую
очередь, на сокращение уровня производственного травматизма и
профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными
условиями труда и дают возмож-ность распространить указанное
профилактическое мероприятие не только на крупные пред-приятия, но и на
хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, что особенно важно в
настоящее время. Основной задачей в плане реализации указанных мер
является максимальный охват предприятий малого и среднего бизнеса, а
также максимальное использование денежных средств, выделенных на эти
цели Фондом. 5.3. Усиление ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения тре-бований охраны труда
В
целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за
нарушения тре-бований охраны труда ведётся работа над проектом
федерального закона, вносящего измене-ния в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях с целью усиле-ния ответственности
субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране
труда. С принятием указанного законопроекта будут внесены
дополнения в Кодекс об адми-нистративных правонарушениях отдельной
главой 51, в которой будут установлены админи-стративные штрафы за
нарушения работодателем требований охраны труда, размеры которых
предлагается существенно увеличить.
6. Совершенствование процедур в сфере охраны труда применительно к органи-зациям малого и среднего бизнеса Не секрет, что организация охраны труда на малых предприятиях отличается доста-точно низким уровнем. На
большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по
охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не
выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной
защиты, не проводятся периодические медосмотры и др. При этом
коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным
исхо-дом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по
стране. Причинами этого являются, в том числе, слабая
адаптированность процедур в области охраны труда в специфике
деятельности предприятий малого бизнеса, недостаточная
инфор-мированность работодателей малого бизнеса, а также невозможность
воспользоваться префе-ренциями, предоставляемыми системой страхования,
ввиду сложности и громоздкости проце-дур. Эффективное решение
указанных проблем и, как следствие улучшение условий и ох-раны труда в
организациях малого и среднего бизнеса, должно осуществляться системно
по следующим основным направлениям: повышение экономической
заинтересованности работодателей, в том числе путем адаптации
существующих процедур финансирования предупредительных мер, получения
скидок к страховым тарифам к особенностям малого и среднего бизнеса; повышение качества обучения руководителей и работников в области охраны труда; совершенствование
нормативно правовой базы, в том числе в части оптимизации про-цедуры
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; снижение
финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты малого и среднего
бизне-са, путем перехода от дорогостоящей сертификации к добровольно
выбираемой форме под-тверждения соответствия. Так, одной из мер,
направленной на обеспечение безопасных условий труда, в первую очередь,
на предприятиях малого и среднего бизнеса, является предоставление
указанным хо-зяйствующим субъектам (как страхователям в системе
обязательного социального страхова-ния от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний) права осуще-ствлять
социально значимые выплаты (к числу которых относится и финансирование
меро-приятий по охране труда) с последующим уменьшением на сумму
произведенных затрат сум-мы страховых взносов, подлежащих внесению в
бюджет Фонда социального страхования Рос-сийской Федерации (далее –
Фонд). Данная преференция хозяйствующим субъектам – страхователям,
включая страховате-лей из числа хозяйствующих субъектов малого и
среднего предпринимательства, имеет явно выраженный стимулирующий
характер и направлена, в первую очередь на улучшение состояния дел с
производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью
ра-ботников. Однако для большинства предприятий малого и среднего
бизнеса эта сумма в течение одного календарного года может составлять
незначительную величину, размер которой не по-зволит указанным
страхователям осуществить финансирование предупредительных мер с
достижением существенного результата. При этом возможность данной
категории работодателей проводить накопление сумм страховых взносов и
получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в
несколько лет отсутствует. Кроме того в целях оказания
информационно-консультационной помощи руководите-лям и работникам
организаций малого бизнеса предполагается создать открытую
информаци-онную систему по охране труда для организаций малого и
среднего бизнеса. Основными задачами системы будет являться
консультирование руководителей и ра-ботников организаций малого и
среднего бизнеса по вопросам охраны труда, своевременного обеспечения
работников действующими нормативными правовыми актами по охране труда
для малых предприятий. В настоящее время в рамках работы
Координационного совета Минздравсоцразвития России по развитию малого и
среднего предпринимательства совместно с Общероссийской общественной
организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
проводится работа по определению перечня процедур в области охраны
труда, требующих адаптации (в том числе путем внесения изменений в
нормативные правовые акты) к специфи-ке деятельности малых предприятий.
7. Повышение компетентности персонала в сфере охраны труда
В
свете совершенствования механизмов управления охраной труда на первый
план также выходит повышение компетентности работников в области охраны
труда, освоение ими практических навыков безопасного производства
работ. Как показывает практика основными причинами нарушений в сфере
охраны труда, в числе прочих, являются низкий уровень знаний требований
охраны труда со стороны руково-дителей и должностных лиц организаций, а
также недостаточные практические навыки безо-пасного выполнения работ у
работников. В частности, свыше 10% несчастных случаев на производстве
происходит по причинам очевидных недостатков в подготовке работников в
области охраны труда.
При этом существующая система подготовки
персонала в области охраны труда ориен-тирована преимущественно на
теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывает
необходимость овладения практическими приемами безопасного выполнения
ра-бот.
Действующий в настоящее время Порядок обучения по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций,
прежде всего, морально устарел, не удов-летворяет по своей структуре,
изложению отдельным положениям Трудового кодекса Рос-сийской Федерации и
вступает с ним в противоречие. В основе всей системы обучения
вопросам охраны труда должна лежать дифференциа-ция видов обучения (по
срокам, глубине, направленности обучения) для различных групп
(от-дельных категорий) работников на основе государственных требований к
образованию, обра-зовательным цензам и квалификациям с учетом
потребностей производства. В этой связи в настоящее время Министерство работает над новым проектом Порядка обучения по охране труда работников организаций. Подготовка персонала по охране труда должна носить непрерывный характер, все этапы должны быть взаимоувязаны в единый процесс. В
новом подходе к обучению по охране труда, сохраняя общую типовую базу и
про-грамму, должны быть четко разграничены категории по
продолжительности обучения, объему предоставляемого материала для того,
чтобы этот дифференцированный подход позволил ох-ватить все категории
работающих.
Для исправления сложившейся ситуации предлагается
создание и оснащение сети фе-деральных обучающих центров в целях
комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием
современных технологий.
В рамках реализации данного мероприятия
предлагается на базе федеральных государ-ственных учреждений,
подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов соз-дать
федеральные обучающие центры для комплексной подготовки персонала по
охране тру-да.
8. Формирование системы информационного обеспечения и мониторинга условий и охраны труда
Важной
составляющей модернизации системы управления охраной труда в Российской
Федерации является также обеспечение широкого доступа работников и
работодателей к ин-формационным ресурсам в области охраны труда. Начиная
с 2010 года в Российской Федерации проводится общероссийский
монито-ринг условий и охраны труда, основной целью которого является
сбор информации о состоя-нии условий и охраны труда для принятия
взвешенных управленческих решений в данной сфере. Кроме того, в
настоящее время Министерством разрабатывается единая общероссий-ская
справочно-информационная система по охране труда, которая после ее ввода
в эксплуа-тацию в 2010 году, позволит повысить эффективность
информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и
работодателей по вопросам охраны труда.
9. Формирование и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы «Профес-сиональные риски»
Принятие
обоснованных решений в сфере управления профессиональными рисками
требует системного информационного обеспечения на основе
централизованной обработки информации о состоянии условий и охраны
труда, выявленных рабочих местах с вредными для работников условиями
труда, уровнях профессиональных рисков в разрезе предприятий, отраслей
экономики, субъектов Российской Федерации. Формирование единой
федеральной базы данных позволит также обеспечить обоснован-ное
установление страховых тарифов в системе социального страхования от
несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний в
зависимости от реальных условий труда и уровней профессионального риска
на предприятиях. Ввод в эксплуатацию АС «Профессиональные риски» в
краткосрочной перспективе позволит создать единое информационное
пространство в сфере управления профессиональ-ными рисками и системы
страхования профессиональных рисков, позволяющее контролиро-вать
достоверность информации и качество проводимых работ, принимать
обоснованные управленческие решения.
10. Общественный контроль и экспертиза
Общественный
контроль и экспертиза разрабатываемых элементов системы оценки и
управления профессиональными рисками осуществляется путем участия
заинтересованных сторон и коллегиальных органов в разработке и
планировании мероприятий, направленных на модернизацию системы охраны
труда и социального страхования, экспертизе проектов нор-мативных
правовых актов и тестировании готовых решений. При этом важную роль
должны сыграть созданные при Минздравсоцразвития России Координационный
совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению
ус-ловий и охраны труда, Координационный совет по малому и среднему
бизнесу, а также само-регулируемые организации. *** Учитывая
комплексный характер проблем в сфере охраны труда, их решение должно
осуществляться на основе системного программного подхода к улучшению
условий и охраны труда.
В этих целях в рамках 2-го этапа
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года предусмотрена разработка и реализация в 2011 – 2015 го-дах
общероссийской программы «Здоровье на производстве».
Программа
«Здоровье на производстве» будет предусматривать реализацию
скоордини-рованных действий по следующим основным направлениям: совершенствование системы охраны труда работников на производстве; создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников. Реализация
в полном объеме мероприятий программы «Здоровье на производстве»
по-зволит обеспечить ежегодное снижение численности работников,
погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве,
получивших профессиональное заболева-ние, а также занятых на рабочих
местах с вредными или опасными для репродуктивного здо-ровья населения
условиями труда. *** В заключении необходимо отметить, что только
консолидированные усилия федераль-ных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сторон
социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер
по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и
здоровье на производстве.