Четверг, 02.05.2024, 05:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Продукция с доставкой и наши услуги [0]
описание поставляемых товаров и услуг
Маркетинг, реклама, продажи [60]
Управление предприятием и кадровое дело [50]
Охрана труда [575]
Пожарная безопасность [41]
Промышленная безопасность [12]
Экологическая безопасность предприятия [2]
Строительство и технологии [7]
Государственный и муниципальный заказ [3]
Недвижимость [4]
Стандарты и регламенты [92]
Аварии и катастрофы [423]
Здравоохранение [1]
Образование [8]
Бухучет и налогообложение [2]
Увлечения [8]
Немного о разном [181]
Информация, Пресс-релизы и другое [32]
Пресс-релиз — сообщение для прессы — информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Чтобы добавить свой пресс-релиз используйте форму обратной связи.
История о людях [5]
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Аварии и катастрофы

Безопасность в горной промышленности

Р.П. Журавлев, канд. техн. наук, ген. директор (ЗАО «НИИЦ КузНИУИ»)

С развитием кризисных явлений, принявших мировой характер, безопасность в горной промышленности резко ухудшается. В связи с неустойчивым рынком сбыта добываемого сырья, особенно в угольной промышленности, происходит перераспределение финансовых затрат: внешних (сокращение затрат на приобретение новой техники, налогов, услуг по обеспечению безопасности) и внутренних (уменьшение затрат на ремонт, на совершенствование (испытания) технологических процессов, на развитие производства, на подготовку кадров и т.д.). Цель — сохранить достигнутую прибыль предпринимателями-собственниками под лозунгом сохранения предприятия. При этом нарушается равновесие систем всех видов: технических, правовых, экономических, социальных и т.д.

Предприятия, выпускающие продукцию для горнодобывающих и перерабатывающих отраслей, в свою очередь также снижают ее себестоимость за счет ухудшения качества изготовления, сокращения затрат на перестройку и совершенствования технологических процессов, уменьшения затрат на доводку изделий до требуемого уровня надежности и безопасности. Изготовители стремятся провести испытания на соответствие требованиям промышленной безопасности в заводских условиях и получить разрешение Ростехнадзора на применение продукции для опасных производственных объектов без приемочных испытаний с участием аккредитованных испытательных лабораторий либо с ними, но без выезда на место эксплуатации, как говорится, «на бумаге». Шахта (разрез, рудник), получив высокопроизводительную технику, оборудование, несет, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», всю ответственность за эксплуатацию продукции изготовителя, имеющей сертификат и разрешение на применение, но не соответствующей требуемым нормативам безопасности. По мере эксплуатации технических устройств происходят отказы ненадежных деталей, узлов, систем, что не останавливает работу техники или незначительно снижает ее производительность, а следовательно, не нарушает процесс эксплуатации высокопроизводительного оборудования. Но данные отказы в совокупности нарушают и снижают уровень промышленной безопасности технологических процессов либо отдельных их участков, что в итоге приводит к травмам, авариям и катастрофам, аналогичным трагедии на шахте «Ульяновская» [1, 2, 3].

Противостоять вышеназванным явлениям должны бы аппарат Ростехнадзора и опытные и высококвалифицированные работники экспертных организаций и испытательных лабораторий. Однако действия данных организаций во многом затруднены из-за ограничений, установленных в законах и иных нормативных правовых актах. Кроме того, Ростехнадзор довольно длительное время в какой-то мере был дезорганизован из-за перестройки структуры центрального аппарата [4, 5].

Испытательные лаборатории раньше аккредитовывались в Госстандарте России (ныне — Ростехрегулирование) с участием Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) на основе взаимного соглашения о перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, подлежащих обязательной сертификации, и порядке аккредитации испытательных лабораторий и органов сертификации в системе ГОСТ Р.

Сохранялось звено, в котором продукция для опасного производственного объекта проходила приемочные испытания (стендовые и эксплуатационные) на промышленную безопасность, т.е. продукция машиностроения корректировалась в соответствии с горно-геологическими условиями и технологическими процессами на опасных производственных объектах. Однако еще в период монополизации горного машиностроения заводами-изготовителями лоббировалась отмена приемочных испытаний, так как выявленные недостатки требовали доводки изделия, что не вписывалось в сметную стоимость и сроки его выпуска [3], поэтому в ряд ГОСТов, РД были внесены изменения, блокирующие полномочия аккредитованных испытательных лабораторий и практически исключающие обязательное участие их в испытаниях, которые проводятся изготовителем и эксплуатирующей организацией [6–13].

В период кризиса, пока не разработаны технические регламенты, в соответствии с которыми проводится подтверждение соответствия, имеются широкие возможности для использования дешевой, но низкокачественной опасной продукции. Кроме того, создана и зарегистрирована в Ростехрегулировании система добровольной сертификации в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, которая не согласована до настоящего времени с системой ГОСТ Р по вопросам испытаний и сертификации.

В систему лицензирования экспертных организаций вкралась ошибка в Положение о лицензировании. В пакете документов для получения лицензии отсутствует требование о наличии документов, которые подтверждают область лицензирования, наличие собственной измерительной базы, квалифицированных экспертов и нормативной документации. При выдаче лицензии допускается использование измерительной базы и специалистов на основе взаимодействия со сторонними организациями, что позволило создать множество ложных «бумажных» экспертных организаций [14], состоящих из 4–5 чел. — оформителей, которые могут дать любое заключение на любую тему за весьма низкую плату. Кроме того, они не несут никакой ответственности за экспертизу, так как в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» заключение должно регистрироваться и утверждаться органами Ростехнадзора, в результате чего сводится на нет независимость экспертизы и ответственность экспертной организации за ее качество [3].

В кризисный период возникает серьезная угроза по «уничтожению» компетентных, самостоятельных, имеющих техническую и методическую базу, подготовленных специалистов экспертных организаций и испытательных лабораторий, которые не в силах противостоять демпингу вышеназванных «бумажных» организаций.

Горные предприятия требуют снижения стоимости услуг по экспертизе и испытаниям от 30 до 70 %, что намного ниже себестоимости работ. Одновременно увеличиваются цены на оборудование, информацию, аттестацию специалистов и т.д. Предприятия необоснованно не оплачивают работу за полностью выполненную экспертизу. Беспредел неоплат выполненных договоров безнаказан. Арбитражный суд без госпошлины дело к производству не принимает, а на госпошлину денег нет. За неоплаченные договоры налоговая служба требует оплаты НДС.

Безопасность на горных предприятиях в кризисный период резко ухудшается, если учесть изношенность основных средств (здания и сооружения — до 70 %, технические устройства — более 50 %). Приходится решать задачу — приобрести новые технические устройства и сооружения, либо отремонтировать и продлить срок эксплуатации старых, не нарушая нормативов промышленной безопасности.

Действия по улучшению промышленной безопасности, которые предпринимаются в настоящее время и будут предприниматься в ближайшем будущем правительством и правительственными организациями:

1. Разработан и вводится в действие пакет антикоррупционных законов, постановлений на государственном и региональном уровнях, призванных ограничить лоббирование предпринимателями-собственниками вопросов снижения уровня промышленной безопасности и выпуска опасной продукции.

2. Постоянно корректируются федеральные законы.

3. До 2010 г . будут приняты регламенты по основным направлениям.

4. Введен Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО).

Закон направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов объектов предпринимательской деятельности, на усиление их ответственности перед потребителями и на снижение бюджетных затрат [15].

В настоящее время формируется СРО в сфере градостроительной деятельности. Введен закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16].

В соответствии с этим законом устанавливается обязательность вступления в СРО каждой строительной организации. СРО разрабатывает и устанавливает на основе действующего законодательства обязательные для всех участников правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, контролирует их выполнение, проводит плановые и неплановые проверки, привлекает к ответственности недобросовестных участников. Для всех претендентов на статус участников СРО предусматривается наличие сертифицированной системы менеджмента качества (ИСО 9001), тем самым регулируется допуск на строительный рынок [17].

В дальнейшем предполагается формирование специализированных СРО по оказанию услуг в области промышленной безопасности. Корректировка Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с введением новых законов, проведена уже в 2008 г . [17] и возможно будет закончена к концу 2009 г . [18]. Предусматривается так же отмена лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности [18].

Имеются сведения (Интернет) о подготовке проектов федеральных законов: «О стандартизации», «Об аккредитации в области оценки соответствия» и др.

Вызывает недоумение факт их подготовки в противовес Федеральному закону «О техническом регулировании» вместо разработки технических регламентов, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании».

Результаты любых структурных и правовых перестроек бессильны и неэффективны без законодательных мер по прекращению беспредела по не оплате выполненных договоров. Малые предприятия по предоставлению услуг в области промышленной безопасности и постановке изделий на производство в основе своей являются некоммерческими и не могут существовать без предоплаты и окончательного расчета по выполнению работ. База измерительная, нормативно-правовая, подготовка и совершенствование специалистов в системе менеджмента качества требуют постоянного текущего финансирования за счет своих услуг, других источников доходов практически нет. Арбитражное судопроизводство долгосрочно, может и не принять иск к судопроизводству без оплаты госпошлины, судебные приставы могут затягивать исполнение решения суда на неопределенный срок, при банкротстве заказчика надежды получить за выполненные работы оплату из-за малой суммы иска несбыточны, налоговая система за выполненные, но неоплаченные работы окончательно закроет счета организации из-за неуплаты налогов.

Кроме того, налоговые органы устанавливают право ответственности на применение налогового вычета в зависимости от уплаты данного налога в бюджет его контрагентом, т.е. предприятие, заключающее договор с исполнителем, несет ответственность за недоработки налогового органа. Действующим законодательством для налогоплательщика не установлена обязанность по проверке добросовестности своих контрагентов. Тем не менее, налоговые органы требуют от предприятий такие обязательства, и в случае невыплаты НДС из-за неоплаты по договорным обязательствам малые предприятия не могут заключить договоры с другими клиентами, а в случае субподряда могут получить счет на уплату налога за недобросовестного подрядчика. Любая организация мира при этом обречена на банкротство. Если же не принять меры по защите малых предприятий, то выход будет один — ухудшение качества работы, выполнение ее в виде «бумажной отписки», а снижение безопасности работ при высокопроизводительных технике и технологических процессах и старение основных фондов приведут к неизбежным травмам и авариям.

В области испытаний необходимо: срочно принять соглашение между Ростехрегулированием и Ростехнадзором о едином статусе испытательных организаций и органов по сертификации в системах ГОСТ Р и Единой системе оценки соответствия Ростехнадзора во избежание их двойной аккредитации в двух системах; оставить отработанную систему совместной аккредитации испытательных организаций в ведении Ростехрегулирования; до разработки и принятия регламента по процедуре проведения испытаний, в том числе для сертификации, использовать разработанные испытательными лабораториями типовые и рабочие программы и методики; внести изменения в нормативные и конструкторские документы по подготовке изделий к производству в соответствии с требованиями законов «О техническом регулировании» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 июля 2008 г . № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 30. — Ст. 3616.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г . № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 1. — Ст. 21.

3. Журавлев Р.П. Актуальные вопросы безопасной эксплуатации горной техники в современных условиях// Уголь. — 2008. — № 11. — С. 43–46.

4. Нейман В.Б. Еще раз о реформе технического регулирования// Безопасность труда в промышленности. — 2008. — № 11.— С. 50–51.

Постскриптум. Статья публикуется в порядке обсуждения.

«Безопасность труда в промышленности», №8, 2009 год, www.safety.ru



Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=10759
Категория: Аварии и катастрофы | Добавил: otipb (20.09.2009) | Автор: Админ W
Просмотров: 3212 | Теги: Безопасность в горной промышленност | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах